Ростов-на-Дону, БЦ «Лига Наций»
ул. Суворова, д. 91, эт. 5, оф. 5

О налоговой базе по земельному налогу в отношении вновь учтенных земельных участков между датами проведения последней и очередной государственной кадастровой оценки

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговая база по налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Налогового кодекса.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка (абзац второй пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса).

Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"  сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 Закона об оценке (в том числе в отношении вновь учтенных участков), применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 Закона об оценке.

При представлении органами Росреестра в налоговые органы сведений о кадастровой стоимости в составе формы "Сведения о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества" (приказ ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@) предусмотрена возможность указания даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка (строка 1.1.14).

Вместе с тем необходимо учитывать положения пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса, согласно которым налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по налогу самостоятельно на основании сведений ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Данную норму следует применять исходя из выявленного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правового смысла в системе действующего правового регулирования (Постановление от 28.02.2019 N 13-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса).

Судом определено, что пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса не может служить основанием для возложения на налогоплательщика-организацию, добросовестно осуществившего исчисление и уплату налога на основании сведений ЕГРН, предоставленных ему публичным субъектом (например, с учетом решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости), неблагоприятных последствий в виде взыскания недоимки и пени по налогу, связанных с применением данных о кадастровой стоимости, полученных в связи с проведением очередной государственной кадастровой оценки, сведения о которой отсутствовали в ЕГРН по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.

Какие-либо действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, которые повлекли включение в ЕГРН неактуальной, по мнению налогового органа, кадастровой стоимости, сами по себе не могут служить безусловным основанием для изменения порядка определения налоговой базы по налогу, а также влечь доначисление налогоплательщику сумм недоимки и пени, при том что он не совершал каких-либо недобросовестных действий, направленных на уклонение от уплаты налога.

Придание пункту 3 статьи 391 Налогового кодекса смысла, противоположного выявленному Судом, означало бы предоставление в нарушение требований статей 15 (часть 2), 18, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации налоговым органам полномочий, позволяющих определять налоговую базу по налогу вопреки императивным положениям налогового законодательства и тем самым неправомерно ограничивать права налогоплательщиков.

Выявленный в Постановлении Суда от 28.02.2019 N 13-П конституционно-правовой смысл пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Письмо Минфина РФ, ФНС РФ от 3 июня 2020 г. N БС-4-21/9134@