Ростов-на-Дону, БЦ «Лига Наций»
ул. Суворова, д. 91, эт. 5, оф. 6
ещё контакты

Возможность применения электронных документов

Возможность применения электронных документовВозможность применения электронных документов

Минфин РФ в письме № 03-02-08/96 от 15.09.2011.

Документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может приниматься к налоговому учету, если это не нарушает требования, указанного в части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.
Вместе с тем, ведомство отмечает, что если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа в налоговые органы производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).

Минфин РФ в письме № 03-02-07/1-325 от 13.09.2011

приводит разъяснения по вопросу о принятии к бухгалтерскому и налоговому учету гражданско-правовых договоров и первичных учетных документов, оформленных в электронном виде с применением электронной цифровой подписи.

В письме отмечается, что документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может приниматься к бухгалтерскому и (или) налоговому учету, если это не нарушает требования, указанного в части 1 статьи 6 Федерального закона № 63-ФЗ от 06.04.2011.


ФНС РФ в письме № ЕД-4-3/16368@ от 05.10.2011

сообщает, что легитимно составленные первичные учетные документы на бумажном носителе и в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи являются равнозначными. То есть они имеют одинаковую юридическую силу и возлагают идентичные права и обязанности на субъекты хозяйственной деятельности.

П и с ь м о "Об отдельных вопросах применения электронных документов" № ЕД-4-3/16368@ от 05.10.2011

Таким образом, первичные учетные документы только при наличии подписи соответствующих должностных лиц принимаются к учету, и подлежат включению в упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Согласно подпункту 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» также установлено, что:
- электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
- электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 данного Федерального закона электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Таким образом, Федеральная налоговая служба сообщает, что легитимно составленные первичные учетные документы на бумажном носителе и в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи являются равнозначными (имеют одинаковую юридическую силу) и возлагают идентичные права и обязанности на субъекты хозяйственной деятельности.

Указанное учитывается налоговыми органами и в целях применения налогоплательщиками положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.