Ростов-на-Дону, БЦ «Лига Наций»
ул. Суворова, д. 91, эт. 5, оф. 6
ещё контакты

Особенности привлечения на работу в РФ граждан Республики Беларусь

Особенности привлечения на работу в РФ граждан Республики БеларусьОсобенности привлечения на работу в РФ граждан Республики Беларуссия

Во-первых, им не нужно иметь разрешение на работу в России.

Во-вторых, они вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории России.

В-третьих, работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников из Белоруссии.

В-четвертых, о приеме на работу таких иностранцев от работодателя не требуется уведомлять налоговый орган, территориальный орган ФМС России и орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения. Также вам не нужно информировать их о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с работниками - гражданами Республики Беларуссия и предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. (Решении Высшего Совета Сообщества Беларуссии и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий". Подтверждают его и Письма ФНС России от 22.10.2008 N ШС-6-3/751, ФМС России от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.)

Чтобы заключить трудовой или гражданско-правовой договор с гражданином Республики Беларуссия достаточно убедиться, что он имеет гражданство Республики Беларуссия. Для этого он должен предъявить вам паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, ст. 10 Закона N 115-ФЗ).
Кроме того, для оформления трудового договора с таким работником вам понадобятся:
- трудовая книжка (российского образца). Если ранее гражданин Республики Беларуссия не работал в России и не может вам представить трудовую книжку, вы сами оформляете ее в установленном порядке (абз. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 65, ст. 66 ТК РФ);
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, если гражданин Республики Беларуссия имеет статус временно или постоянно проживающего в РФ. Такие иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ).
Если ранее гражданин Республики Беларуссия не работал в России и страхового свидетельства не имеет, вы обязаны оформить на него такой документ в органах ПФР (абз. 7 ст. 15 Закона N 27-ФЗ).

Особенности налогообложения доходов граждан Республики Беларуссия на территории Российской Федерации

Исчисление и уплата НДФЛ

По общему правилу доходы иностранных работников, полученные ими в России, облагаются НДФЛ в том же порядке, что и доходы российских работников (п. 1 ст. 207, пп. 6 п. 1 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).
Работодатель является по отношению к иностранным работникам налоговым агентом и должен исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые им выплачиваются (п. п. 1, 3, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

В общем случае налоговая ставка по налогу на доходы для резидентов составляет 13%, для нерезидентов - 30%.
Пунктом 2 ст. 207 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Для определения налогового статуса физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица, который не может измениться в зависимости от времени нахождения физического лица в Российской Федерации в следующем налоговом периоде.

С какого же момента гражданин Беларуси будет считаться резидентом Российской Федерации? Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларуссия 21 апреля 1995 г. было заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество. Дополнительно к указанному Соглашению от 24 января 2006 г. был составлен Протокол, согласно которому доходы гражданина Республики Беларуссия облагаются по ставке, предусмотренной в отношении лиц с постоянным местом жительства в этом договаривающемся государстве, если период его нахождения на территории Российской Федерации составляет не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней. Обратите внимание на то, что применять ставку 13%, предусмотренную п. 1 ст. 224 НК РФ, возможно с момента заключения трудового договора, срок действия которого составляет не менее 183 дней. То есть в данном случае для применения ставки 13% относительно доходов наемных работников из Беларуссии ждать истечения 183 дней не следует. Однако, если трудовой договор был расторгнут до истечения 183 дней нахождения на территории Российской Федерации, необходимо произвести перерасчет налоговых обязательств в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ, т.е. по ставке 30%.

Проблемные вопросы при исчислении НДФЛ с доходов граждан Республики Беларуссия

1) Если работодатель заключил бессрочный трудовой договор с гражданином Республики Беларуссия в октябре. Соответственно, в текущем календарном году он будет находиться на территории Российской Федерации менее 183 дней, следовательно, требование п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. не будет выполнено и к доходам данного сотрудника нужно применить ставку 30% (Письмо Минфина России от 07.11.2008 N 03-04-06-01/330).

2) Если сотрудник из Беларуссии работает на территории Российской Федерации вахтовым методом. Для этого необходимо посмотреть, составляет ли общее время нахождения работника в Российской Федерации 183 дня за календарный год. Если гражданин Беларуссии провел на территории Российской Федерации менее 183 дней, необходимо применять ставку 30%, поскольку в этом случае он не будет являться налоговым резидентом, а в случае пребывания на территории Российской Федерации более 183 дней к доходам гражданина Беларуссии применяется ставка 13%. Аналогичная точка зрения выражена в Письме Минфина России от 14.09.2009 N 03-04-05-01/683.

Сложным моментом является сама возможность документального подтверждения времени нахождения гражданина Республики Беларуссия на территории Российской Федерации. Согласно общему правилу период временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, документом, подтверждающим право на временное пребывание в Российской Федерации и служащим основанием для контроля за временным пребыванием, ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрена миграционная карта. Однако в силу действия заключенных между правительствами союзных государств Соглашений от 30 ноября 2000 г. "О взаимных безвизовых поездках граждан" и от 24 января 2006 г. "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусия на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников союзного государства" прибывающим в Россию гражданам Республики Беларуссия миграционные карты не оформляются и не выдаются, а отметки о пересечении указанного участка границы в документы, удостоверяющие личность, не проставляются. Это связано с тем, что указанными соглашениями гражданам Республики Беларуссия гарантируются равные права с гражданами Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Таким образом, на законодательном уровне не утверждено, какими документами граждане Беларуссии могут подтвердить срок своего пребывания на территории Российской Федерации. На наш взгляд, такими документами могут служить авиа- и железнодорожные билеты, справка с места работы, трудовой договор с работодателем, табели учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в Российской Федерации. Данная точка зрения подтверждается Письмом Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31.

Исчисление и уплата страховых взносов за сотрудников, являющихся гражданами Республики Беларуссия

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) определяет правовое положение иностранных граждан в РФ, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, с другой.

Оформление иностранного гражданина на работу зависит от его статуса, а именно:

  • постоянно проживающие иностранные граждане (те, кто получил вид на жительство);

  • временно проживающие (те, кто получил разрешение на временное проживание);

  • временно пребывающие (иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ гражданин Республики Беларуссия признается иностранным гражданином. Однако при этом в соответствии с п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуссии и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" действующий порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации в отношении граждан Республики Беларуссия не применяется.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам.

В то же время в п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для вышеуказанных лиц суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Минздравсоцразвития России в своем Письме от 27.02.2010 N 403-19 указало, что на выплаты временно пребывающим работникам из Республики Беларуссия страховые взносы начислять не нужно.

Подобные разъяснения содержатся в Информации ФСС РФ от 03.03.2011 "О порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Республики Беларуссия, работающих на территории Российской Федерации".

Однако, взносы на травматизм начисляют на выплаты по трудовому договору в пользу всех иностранцев вне зависимости от их статуса. (ст.5 Закона лот 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»(в ред.от 08.12.2010).

Также согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" пенсионному страхованию подлежат только постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера.

Таким образом, только постоянно или временно проживающие граждане Республики Беларуссия пользуются равными правами с гражданами РФ на территории РФ и с выплат таким работникам начисляются страховые взносы. А граждане Республики Беларуссия, временно пребывающие на территории РФ, не подлежат пенсионному страхованию в РФ, и, как следствие, страховое пенсионное свидетельство на них оформлять не нужно.